Как перевезти тяжелый груз на легковом авто
Шикарный новый джип со старым диваном на крыше – картина, которую можно увидеть только на российских дорогах. Это чисто российская альтернатива профессиональным грузоперевозкам, на которых наши соотечественники хотят сэкономить всеми правдами и неправдами. «Кто перевезет нашу мебель лучше, чем я? Со мной она точно не пострадает!» С такими словами счастливец нагружает «железного коня» и отправляется в путь.
Во многих случаях самостоятельные перевозки грузов на крыше легкового авто действительно проходят успешно. Что нужно делать, если вы хотите попасть в число большинства счастливцев?
Первое и обязательное правило – определите вес груза и допустимую нагрузку на крышу. Последняя обычно указывается в инструкции к автомобилю. Некоторые водители поначалу путают грузоподъемность машины и допустимую нагрузку на крышу. Но лучше разобраться в цифрах досконально. Если вы погрузите на верхний багажник все те 400 килограммов, которые указаны как грузоподъемность машины, то крыша просто примет изящную дугообразную форму. На крышу автомобиля отечественного производства можно погрузить 50-75 кг (обеденный стол, средних размеров диван). На иномарке пределы допустимого чуть побольше – от 70 до 100 кг для разных марок и моделей (у авто гольф-класса - поменьше, у минивэнов - побольше). Иными словами, перевезти на верхнем багажнике стол или навесной шкафчик вполне реально, а вот «навьючивать» туда чугунную ванну не рекомендуется.
Затем нужно освежить в памяти рекомендации из Правил дорожного движения по перевозке негабаритных грузов. Как известно, по Правилам дорожного движения ваш груз не должен нарушать устойчивость машины. Также он не должен загораживать вам обзор. Груз не должен выступать за габариты транспортного средства более чем на метр спереди или сзади и более чем на 0.4 метра – сбоку от внешнего края габаритного огня. Если вы везете длинномер, превышающий эти габариты, вам нужно обозначить его специальными знаками. По нормам ПДД это должен быть знак "крупногабаритный груз". Он выглядит как квадратный щиток размером 400х400 миллиметров. На щиток нанесены диагональные красные и белые полосы шириной 50 миллиметров. Знак должен иметь светоотражающую поверхность. Кроме того, в темное время суток груз желательно осветить с той стороны, где он выступает за габариты. Согласно ПДД, спереди нужно освещать фонарем или световозвращателем белого цвета, а сзади – красным.
Если знака в вашем автохозяйстве по тем или иным причинам не нашлось, выступающие границы груза можно обозначить «народным» способом. Он практически не требует усилий – вам нужно только найти красную ткань и привязать ее на выступающий габарит. Так вы обозначите свой негабаритный груз, чтобы другие водители видели его издалека. Что же касается фонарей или светоотражателей, любой опытный водитель скажет вам только одно: всеми силами старайтесь перевезти громоздкий груз в светлое время суток. Если на улице гололед или туман с видимостью менее ста метров, перевозку негабаритного груза лучше отложить.
Также в ПДД сказано, что ваш груз не должен шуметь, пылить и загрязнять окружающую среду. Но эти рекомендации не столь критичны для обычного водителя. Вряд ли вы будете перевозить на крыше машины корову или лошадь, а диван шуметь не будет.
Кстати, о диванах. Надо ли разбирать мебель, если вы везете ее на верхнем багажнике?
Большинство специалистов говорит: «Да». Но здесь большую роль играет и практический момент. Четырехдверный шкаф высотой два метра очень тяжело закрепить на крыше машины. Но если разобрать его, задача упрощается - отдельные части можно просто сложить друг на друга и перевезти. А вот разбирать небольшой, но хитро устроенный предмет мебели иногда нет смысла: вы можете потратить больше времени на замысловатый монтаж и демонтаж. Нужно ли упаковывать мебель перед самостоятельной грузоперевозкой?
Да, нужно. Даже самый точный прогноз погоды – это всего лишь научно обоснованное предположение. И даже если синоптики обещают ясное солнышко и чистое небо на протяжении всего дня, лучше подстраховаться и «подстелить соломки». В роли соломки в данном случае может выступать гофрокартон или полиэтиленовая пленка. Первый вариант удобен в случае с вещами, имеющими четкие геометрические формы (холодильник, плита), а второй – если груз имеет более причудливые очертания (диван, кресло). На крышу под багажник также стоит постелить лист гофрокартона. Упаковочный материал нужно хорошо зафиксировать, иначе его может сдуть ветром.
Перед перевозкой необходимо надежно зафиксировать подвижные части вещей. Дверцы и ящики мебели можно заклеить липкой лентой, чтобы они не открылись в пути. Стеклянные элементы лучше снять. Если такой возможности нет, стеклянные части нужно обернуть дополнительными слоями гофрокартона и воздушно-пузырьковой пленки, можно использовать поролон. Некоторые модели диванов тоже требуют особого внимания. В частности, это мягкая мебель, которая трансформируется по системе «американская раскладушка» и «французская раскладушка». Такой механизм может случайно раскрыться при погрузке, поэтому мягкую мебель нужно надежно зафиксировать заранее. Ковры или рулоны материалов необходимо прочно перемотать липкой лентой, чтобы в пути они не развернулись.
Размещать груз нужно так, чтобы его масса распределялась равномерно. Когда мы закрепляем груз на крыше, центр тяжести машины смещается, и авто становится менее устойчивым, поэтому так важно равномерно распределить нагрузку.
Как закрепить груз на крыше? Можно использовать "пауки" - пучок эластичных жгутов с крючками. Они хороши для фиксации плоских предметов, но могут не охватить, например, диван. Также можно приобрести специальные ленты с замками или даже ленты с лебедками для натяжения. Такое снаряжение наверняка пригодится, если вы каждый год возите крупный груз из города на дачу и обратно. Но если дело срочное, а дома нашлась только веревка, можно обойтись и ею. Затягивать веревку нужно максимально прочно – так, чтобы она не соскользнула по плоскости. Касаться крыши веревка тоже не должна – в дороге она может «процарапать» краску до металла. Длинные легкие предметы вроде реек или досок лучше крепить к верхнему багажнику скотчем – из-под веревки они могут выскользнуть.
Но вот все надежно привязано, и вы тронулись в путь. В идеале лучше соблюдать скоростной режим, указанный в ПДД, то есть 60 км\ч в черте города и 90-110 км/ч - за городом. Старый стол на верхнем багажнике не сделает из вашей легковушки болид «Формулы 1», скорее наоборот. Да и в число способов сэкономить разгон с негабаритным грузом на крыше не входит. Расход топлива в этом случае вырастает на 2-5% в зависимости от скорости. А дорога в любой момент может обрадовать вас сюрпризом в виде колдобины, и потом вам придется потратиться на ремонт подвески. Если вам нужно преодолеть больше ста километров, есть смысл один-два раза остановиться в пути и проверить крепление груза.
|