Легкий коммерческий транспорт: тонны прибыли или километры расходов?
Что такое легкий коммерческий транспорт? «В США это пикапы, а в России – «Газели», - говорят некоторые перевозчики. Есть контраст, не правда ли? И он точно выражает истинную суть вещей. По общепринятой классификации, малый коммерческий транспорт – это автомобили, имеющие полную массу до 3.5 тонн. Но за этой характеристикой скрываются совершенно разные автомобили.
Малый коммерческий транспорт – это «рабочие лошадки», перевозящие небольшие объемы грузов. Чаще всего на дорогах встречаются три вида таких авто - это пикапы, фургоны и бортовые грузовики. Машины первого типа не слишком распространены в России – так сложилось исторически. Гораздо чаще в нашей стране используются два других типа. О них и поговорим.
По тоннажности легкий коммерческий транспорт делится на два класса - машины малой и особо малой грузоподъемности. Первые перевозят товар массой 1-2 тонны, вторые – до тонны. Типичные представители первого класса – это «Газели» и их аналоги иностранного производства (Fiat Ducato, Hyundai Porter). Особо малой грузоподъемностью обладают такие машины, как ВИС «каблук» и Volkswagen Caddy «каблук».
Основная черта коммерческого транспорта понятна уже по названию - он приносит владельцу прибыль. Какими же качествами должны обладать «рабочие лошадки», чтобы успешно везти свою ношу по несовершенным российским дорогам?
Коммерческий транспорт – это километры петляющих трасс и тонны перевезенных товаров. Отсюда вывод – машина должна быть прежде всего надежной и неприхотливой. Под надежностью понимается уверенный запуск в холодное время, исключение перегрева двигателя, да и вообще четкую работу узлов и агрегатов. Под неприхотливостью – способность без проблем «переваривать» российский бензин или дизтопливо и стойко переносить ремонт в полукустарных условиях. Владельцы малого коммерческого транспорта, которые сами являются водителями - в прошлом либо в настоящем – отмечают также, что автомобиль должен быть адаптирован под российские дороги: «Если подвеска рассыпается после первых 10 000 км – далеко мы не уедем».
Стоимость коммерческого транспорта – величина относительная. Понятно, что иностранные автомобили могут быть надежнее, комфортнее, отличаться по динамическим характеристикам. Что же касается окупаемости, она зависит от режима эксплуатации и вообще от условий работы. Понятно, что на одном и том же маршруте более дешевый автомобиль начнет приносить прибыль быстрее, чем более дорогой. Большое значение для владельцев также имеет остаточная стоимость. За сколько можно будет продать машину после того, как она окупит себя, к примеру, два раза? Насколько она опустится в цене после двух лет использования? А после пяти? Нужно считать, сравнивать и делать выводы.
Легкий коммерческий транспорт, как и другие средства передвижения, порой ломается. И владельцы его, безусловно, хотят, чтобы это случалось как можно реже. А если уж ремонта (особенно в условиях российского бездорожья) не избежать – желательно, чтобы он проходил быстро и не отнимал всю полученную прибыль. Таким образом, «рабочей лошадке» необходимы еще три качества: простота конструкции, хорошая ремонтопригодность, доступность запчастей и расходных материалов. А нормо-час технического обслуживания должен стоить не слишком дорого.
К категории легкого коммерческого транспорта относятся не только грузовые машины. Сюда же входят микроавтобусы или «автобусы особо малого класса», имеющие не более 16 мест. К ним предъявляется еще одно требование – удобство для водителя и пассажиров. Но и в грузовых машинах не стоит пренебрегать комфортом шофера. Ведь хорошая работа малого коммерческого транспорта и приносимая им прибыль во многом зависит именно от «прокладки между рулем и сиденьем».
|